Хорошие духи соединяют в себе два существенных качества, вообще-то друг с другом почти несовместимых: характер и утонченность. Характер — это прежде всего узнаваемость, достигается он тем, что в ароматической гамме ясно выделяется определенная тема, основной аккорд. А вот утонченность — это значит, что заявленная тема решается не лапидарно и обнаженно, а выступает в обрамлении контрастных нот и оттенков. Если в духах недостает характера — значит, они расплывчаты, их трудно воспринимать и узнавать. Если недостает утонченности — значит, духи будут восприниматься как «простецкие», грубые и даже вульгарные.
Идеальный союз между двумя этими свойствами отнюдь не во всех случаях выражен одинаково. Например, упор на характер ощущается в мужских духах отчетливее, чем в женских, в американских больше, чем в классических французских, в духах девяностых годов сильнее, чем в духах шестидесятых. И второй основной закон тоже базируется на принципе равновесия: хорошие духи долго сохраняют свой аромат на коже и легко распространяются в пространстве, однако их стойкость не должна утомлять, а летучесть не должна превращаться в навязчивость.
Но и здесь идеальный баланс не установлен раз и навсегда: американка, например, ценит стойкость и летучесть духов больше, чем японка и европейская женщина, а в духах восьмидесятых годов эти качества выражены сильнее, чем у их предшественников. Тут есть один не столь заметный, но важный критерий: чем успешнее духи соединяют в себе эти противоположности, тем они лучше.
Замечательные духи обратят на себя внимание даже при мимолетном проходе через зал, их заметят ваш визави в ресторане и коллеги на службе, но на близкой дистанции они не покажутся назойливыми. Они не слишком интенсивны сразу после нанесения на кожу и не совсем выветрились спустя несколько часов. И все это почти вне зависимости от того, много или мало вы их израсходовали. А при дешёвых духах вас постоянно будет преследовать чувство, что вы либо недостаточно надушены, либо «переборщили».